среда, 5 октября 2011 г.

Мысли вслух


Пока российские регионы пробуют голоса в дискуссии о необходимости брендинга территорий, европейцы открывают все новые линии фронта в битве за туристические потоки России и СНГ. Это кажется разумным, ведь  рост доходов населения бывшего СССР хоть и медленно, но растет. В то же время, мы благополучно выросли из пляжно-овощного формата отдыха, воспитанного жемчужинами Краснодарского края, и дотянулись до культурно-познавательных вояжей. Фактически, туристический денежный поток обеспечивает кризисной Европе неплохое утешение в лихую годину. А судя по замеченному активному строительству, еще и вложения в собственное развитие.
Вспомним, первопроходцами и хозяевами рынка туристического PR долгое время оставались профильные агентства и профессиональные операторы. Еще не запылились в памяти постеры, баннеры и модули, пестреющие загорелыми красотками в бикини на голубых берегах и в золотых песках. Довольно быстро наш рынок наводнился однотипными предложениями, продающими  одни и те же курорты в одном ценовом сегменте – и логично ушел в демпинговое пике. «Горящие путевки», «спецы» и «чипы» расцвели пышным цветом и дали курортным базарам еще немного времени. Однако вечные ценности Старого Света, романтика Парижа, чешское пиво и римские каникулы уже тогда стали поблескивать заманчивыми предложениями и перспективами получения долгосрочных «шенгенов».

Кризис подстегнул внимание стран к собственному туристическому капиталу. В самом деле, бизнес на путешественниках не требует титанических вложений в масштабах страны – все уже построено, раскопано, приготовлено, поглажено и постелено. А недочеты в ресторанном сервисе или в общем уровне образования персонала при желании можно списать на местный колорит. Между тем, каждый туристический евро придает дополнительный импульс гигантскому маховику национального малого бизнеса, на который сейчас возлагает свои надежды каждая страна. И дело не ограничивается только отелями, ресторанами и музеями. Свой цент с благодарностью получат и типография, печатающая рекламный буклет, и обувной магазин, и киоск зеленщика, и колбасная лавка. А главное – каждый уехавший гость еврозоны опубликует любовно отснятые кадры на всех ресурсах, до которых сможет дотянуться.

И, если повезет, снабдит их такими комментариями, которые не снились музам самых гениальных копирайтеров.  А какие захватывающие истории ждут друзей этого «носителя европейского вируса»! Совершенно не удивительно, что уже к следующему сезону ряды продавцов фирменных сувениров на извилистых французских и итальянских улочках станут еще длиннее.


Спираль туристической цивилизации мягко подталкивает нашего туриста к следующей мысли – этнический туризм может быть невероятно увлекательным. Причем экзотику не обязательно искать на соседнем полушарии – Восточная Европа все смелее стряхивает с себя штампы обломков постсоветской истории и все гостеприимнее варит тлаченку, жарит скоблянку и фарширует улитками грибные шляпки. И если раньше стратегия коммуникаций туристических министерств нацеливалась на крупные агентства и средней руки операторов, то упрощенный режим получения виз на фоне сезонных распродаж авиабилетов вкупе с развитием сервисов on-line бронирования заставил маркетологов повернуться лицом к каждому туристу лично.

И тут оказалось, что туристов в бывшем СССР, мягко говоря, довольно много. Более того, они уже смекнули, что за многими записями в блогах и сообществах скрываются нерадивые SEO-копирайтеры, копипастящие рекламные сообщения по десятку в минуту. Наши путешественники также успели вдоволь нахохотаться над скриптами и ботами, так и не выучившими толком русский язык. И замерли в ожидании новых развлечений от креативных подразделений именитых рекламщиков.

Стоит признать, надежды не обмануты. И это уже не банальный конкурс «напиши в своем блоге пост о Джейн Эйр и выиграй путевку в Лондон».  Словения, например, формирует целое сообщество молодых дизайнеров, предлагая им разместить актеров любимых фильмов и героев литературных произведений на постерах с фонами курортов Пирана и Проторожа. И на этом творческая мысль забрендированных территорий не заканчивается – идею продвижения своих стран как места отдыха, учебы, оздоровления и развития бизнеса используют транспортные компании, ресторанные сети, университеты и медицинские центры. Все они активно объявляют конкурсы, приглашая специалистов помочь в донесении своих идей до своей аудитории.

Одержав убедительную победу в скорости и формировании потребительских групп, Интернет выходит на главные роли в кастинге инструментов коммуникаций туристического рынка. Сегментирование аудитории здесь идет сразу по нескольким направлениям – возраст, род занятий, уровень дохода, профессиональная принадлежность и т.д. Кстати, такой многомерный подход к вычленению ядра ЦГА это в целом характерен для вирусного маркетинга. И интернет является самой благодарной почвой для коммуникационных вирусов, ведь здесь коктейль из творчества, общения и соревнований не только стремителен, но и оцифрован. Мы всегда знаем, к кому обращаемся, что говорим и какую реакцию ждем. И можем точно оценить ROI, то есть, перевести голоса в денежные единицы.

Интересно, что Россия в целом и ее регионы, в частности, обладая практически нетронутым туристическим потенциалом, до сих пор остаются в сознании многих платежеспособных европейцев «большой страной, где очень холодно зимой». Более выигрышно смотрятся на общем фоне одной шестой части суши Москва и Санкт-Петербург. А вот уже Урал  мне как-то пришлось показывать фламандским бизнесменам на глобусе. Между тем, в Сорбонне найдется немало горячих голов, готовых с легкостью написать о своем восприятии «Преступления и наказания» или зафотошопить Кинг-Конга на склоне Абзаково. Вопрос лишь в том, ценим ли мы себя на столько, сколько может дать нам мировой туристический поток. И готовы ли мы встретить его так, чтобы он привык возвращаться.

Продолжение следует...
Подпишитесь на обновления!


Еще фото» Карта» Пока ни одного комментария. Будь первым!

Интересно? Поделись со своими друзьями:


 

© 2011 "Galopom-po-Evropam". All Rights reserved. Powered by Blogger. Produced by Alex Gurov. Design by dzignine.

;