пятница, 15 марта 2013 г.

La Traviata


Напомню, "Травиата" Верди в Венской опере  была смыслом всей нынешней поездки. Ее арии и хоры слышались сквозь бубнящие речитативы столичного метро, ее стойкость перед неизбежным помогала нам преодолеть страх не успеть с документами; гармония ее движения и звука, голосов и инструментов, вечный гений Верди и изящный талант Дюма, сплетенные причудливой лозой по мерцающим виньеткам мифа об императорской придворной опере, манили нас, обещая неведанные доселе наслаждения и сладостное погружение в пучины истинной европейской культуры.
Именно поэтому в походный чемодан были уложены вечернее платье, туфли и костюм, а также гремящая кучка женских штучек, помогающих превратить русскую туристку в светскую даму. Всю первую неделю мы обозревали венские, альпийские, баварские и прочие пейзажи, интерьеры и художества, отсыпались, утончались, просвещались, в общем, изо всех сил. Едва не забыли заранее прийти в кассы и получить купленные билеты (если что, их выдача прекращается за полтора часа до спектакля).
И вот он, вечер "Ч", уже настал, машина подана, зевает кучер, злится муж, я собираюсь...
Да ладно, не так уж сильно я и задержалась, никто не опоздал, и даже ледяной брют был продегустирован, как положено. И в ложу мы вошли еще при свете оперной люстры, пусть и стремительно гаснущем. И можно было бы, наверное, сказать мне много всякого всего, но тут началась увертюра.
Представьте девочку лет 12, на ножках-соломинках, острые плечики крылышками изломились над учебником по музлитературе. Представьте ее же в школьном оркестре, со скрипочкой, бровки нахмурены, один глаз смотрит в ноты, другой - на дирижера. А вот она с тетушкой в антракте покидает партер свердловского оперного, потому что "второй акт "Дона Карлоса" нужно слушать с галерки, ты сейчас поймешь, почему". Или на сцене филармонии, в черном бархатном платье, первое декольте, первая "взрослая" сцена, первая рампа, первые взаправдашние аплодисменты. Включите финал  "Красотки", там, где Ричард Гир едет за Джулией Робертс на своем лимузине все под ту же "Травиату". И поверьте, когда сбываются мечты - это не страшно. Это прекрасно. Особенно, когда они сбываются чистейшими голосами под удивительно сыгранный оркестр в зале с роскошной акустикой, где прекрасно практически все. И - не надо никаких лошадей. 
Половину первого акта я провела где-то в небытии, барахтаясь в затопивших все воспоминаниях. Не удивлюсь, если пару раз забыла вовремя вдохнуть. Пытаясь справиться с эмоциями мозг стал отмечать детали происходящего.
Отличный зал. Прекрасные артисты. Режиссер, следуя тренду переносить действие в современность, одел всех в нехитрый casual. Декораций как бы нет, хотя время от времени играет даже занавес. Ну и откровенно революционно звучит пение лежа. Я не в плане порушения приличий, я с точки зрения акустики - надо сильно изловчиться делать вид, что валяешься в блаженной неге и одновременно петь в зал, рискуя вывихнуть шею, и при этом улыбаться. 
Оркестр сыгран до состояния разведроты. Причем, не только между собой, но и с солистами, и с хором. Когда дыхание берут одновременно 50 человек на сцене и в оркестровой яме, зал каменеет, лишь трепещут ресницы впечатлительных дев. Особенно ярко такие моменты отражаются в открытом балконе и на галерке - там поклонники оперного искусства слушают стоя (2 с лишним часа). В общем, что и говорить, на "Травиату" не зря все билеты раскуплены еще в январе.
В антракте изучаем здание. Впечатляет. Проект Венской государственной оперы стал лебединой песней сразу двух архитекторов - Эдуарда ван дер Нюля и Аугусто Сикардсбурга. Причем, сгубили художников не злой рок и не скоротечная чахотка, а злые языки и примкнувший к ним кайзер. Почтеннейшая публика раскритиковала здание, Эдуард наложил на себя руки, а у Аугусто не выдержало сердце. Теперь Венская опера - одна из визитных карточек всей страны, если не Европы, а ведь мог бы город обзавестись еще несколькими подобными шедеврами, кабы кайзер не слушал всякий сброд, а руководствовался собственным чувством прекрасного. 
Второй акт. Муж включил мне специальное мини-табло с текстом реплик. Честно говоря, по-английски все читается немного забавно. Но тем не менее, получается вникать в детали, что скорее хорошо. 
Какие бы чудесные мечты не исполняла "Травиата", ее финал всем известен - Виолетта умирает. К чести Марлис Петерсен (прекрасное сопрано), она не устраивает душераздирающей пятиминутной паузы из смерти героини. То есть, зафиксировала падение, раз-два-три - и встала на поклон. 
А уж поклон-то был всем поклонам поклон. Растреноженный зал, закусив удила, заходился в овациях и браво. Выходил дирижер, солисты, артисты второго плана - бесполезно. Впрочем, до арфы и второй валторны дело не дошло, приличная европейская публика вежливо пошла по домам.
И мы мчались по сияющей вечерними огнями Вене, мимо дворцов, соборов, ратуши, через вечный Дунай. И молчали. 


Продолжение следует...
Подпишитесь на обновления!


Еще фото» Карта» 2 коммент. Пишите, не стесняйтесь !

2 коммент.:

{ Unknown } at: 15 марта 2013 г. в 09:54 комментирует...

Браво!!
Наташа, если по-итальянски, тогда уж "La Traviata" ))

Анонимный at: 15 марта 2013 г. в 18:57 комментирует...

La так la :)

Интересно? Поделись со своими друзьями:


 

© 2011 "Galopom-po-Evropam". All Rights reserved. Powered by Blogger. Produced by Alex Gurov. Design by dzignine.

;